«Только своим примером можно чему-то научить…». Хоккейный тренер о своей профессии
Большое интервью с наставником «Полярных волков» Ярославом Васильевым.
«Быть похожим на Ярослава Богдановича» — мечта едва ли не каждого мальчишки в «Полярных волках-2009», с которым за пять лет он прошел путь от катания со стульчиком до побед в международных соревнованиях. «Богданыч — тренер от Бога», — с благодарностью и уважением говорят их родители. Попасть к Васильеву стремятся многие спортсмены, начинающие и не только. Накануне Дня тренера — наш разговор о спорте и о себе с одним из самых ярких наставников юных хоккеистов Якутска Ярославом Богдановичем Васильевым, который состоялся за несколько дней до его отъезда в Китай.
КАМЕРТОН ДЛЯ КОМАНДЫ
— Детский тренер по хоккею — профессия «валидольная», как и вид спорта. При этом среди родителей у вас репутация человека с олимпийским спокойствием и стальными нервами: никогда не кричите на детей, не ломаете их через колено… Как-то же вы выпускаете пар?
— Крик — это про свои эмоции. Хочешь, чтобы ребенок тебя боялся и лишний раз не подошел, тогда да… У меня другая задача. Я могу взбодрить, когда сто раз делал упражнение ребенок и вдруг перестал, но если он в принципе такого не делал, даже на тренировках, то орать смысла нет… В воспитательных целях — то же самое: лучше пусть кувыркаются на льду за те же драки или отжимаются…
— Со стороны (на выездных соревнованиях, например) создается ощущение, что команда на вашей волне: вокруг кипят страсти, в том числе у тренеров, и только на вашей половине — тихим голосом установки и слушающие и слышащие дети… Вы детей себе под стать набираете?…
Дети разные, каждый — индивидуальность, но не обязательно шуметь, чтобы тебя услышали. Не справился — на скамейку, пусть сам думает, почему другие играют, а он сидит… Другой вопрос, что не всегда так получается сделать — у нас всего 13 человек выезжают на соревнования, заменять некем, приходится выпускать на лед неготового, а он, в результате, не чувствует ответственности — но это уже другая история. В любом случае нужно разбираться, почему не играет, а не копья ломать… Перелет? Влияние родителей? Дома что-то случилось? Подрался с кем-то? Проблемы ведь не на соревнованиях начинаются… А бывает, что все в порядке, но боится соперников ребенок, особенно когда они старше и он их знает… Опять же и здесь криком ничего не добьешься — нужна практика. Дети ведь не думают о том, что они сами постоянно растут и прибавляют в игре, они просто знают, что противник старше и все! Установка такая — не переубедить… Будет больше соперников — это пройдет…
— Но ведь бывают ситуации, когда трудно сохранять спокойствие и не побросать клюшки на лед… В случаях несправедливого судейства, например…
— Прежде всего, искать проблему нужно в себе. Не только в хоккее — в жизни. Проиграл не потому что судья виноват — сам где-то недоработал, был недостаточно убедителен. Только так можно развиваться и двигаться дальше… А бросать клюшки на лед… У нас не так много выездов для этого…
— Родители ваших подопечных за пять лет не припомнят ни одной пропущенной тренировки, больничного или опоздания с вашей стороны… Человеческий фактор у тренера вообще присутствует?
— Лед у нас плотно расписан, тут не то что пропускать — раньше приходить будешь… Вместо положенных семи утра мы в свое время едва ли не в шесть начинали заниматься… А как иначе? Только своим примером можно чему-то научить…
В ТРЕНЕРЫ ИЗ МХЛ
— А когда тренер по хоккею сам встал на коньки? И где?
Я родом из Якутска, с пяти лет на коньках… В 1996-м родители на лед привели — сразу понравилось, занятий не пропускал почти… Отец водителем автобуса работал, мама — на заводе, поэтому, когда в 10 лет мне предложили тренироваться в Хабаровске, пришлось жить самостоятельно, в спортивном интернате. Там уже тренер и за маму, и за папу был…
— У кого учились?
— Базу мне дали Афанасий Семенович Владимиров, а также Владимир Тагирович Хисамутдинов и Евгений Александрович Федосов. Большой вклад внес и Валерий Рафикович Давлетшин. Кроме них были и другие наставники — Блатухин, Хресин — но они уже добавили мастерства. Всех тренеров мы очень уважали, помню. Они ведь и на льду с нами были, и школьные задания проверяли, и по жизни всему научили.
— Самый главный их урок?
Ценить ближнего и всегда помогать друг другу… Не только на льду… Команда — это ведь микромир, мы с этими установками мы и в большую жизнь пошли…
— Как сложилась ваша профессиональная спортивная карьера?..
— После Хабаровска пару лет играл в Москве, потом — снова в Хабаровске, в Молодежной хоккейной лиге. Там же, на Дальнем востоке, получил образование и, когда из-за травмы вынужден был закончить с хоккеем, начал тренировать.
— И каково это из большого спорта — да к трехлеткам?
Да как будто всю жизнь этим занимался!.. Я на третьем курсе учился, когда мне предложили тренировать малышей. Попробовал — дальше уже по индивидуальному графику экзамены сдавал — работа на первом месте…
— А говорят: «Хороший игрок — не значит, хороший тренер»…
— Быть хорошим игроком недостаточно — тренеров из профессионального спорта все равно нужно постоянно обучать. Не занимайся я самообразованием (с обучающими семинарами-тренингами-курсами у нас туго), я бы за эти 5 лет вообще ничего не узнал… А ведь время на месте не стоит — появляются новые технологии, многое меняется — нужно перенимать опыт, «сверять часы» с коллегами в стране, но такой возможности у нас просто нет… Да что говорить — тренеров, и тех не хватает!..
ХОККЕЙ ДЛЯ 3+
— Какое самое главное качество хорошего хоккеиста?
— Упертость и терпение. Он должен всегда идти до конца, не сдаваться….
— Что в первую очередь воспитываете в начинающих спортсменах?
— Дисциплину. Плохому в команде быстро учатся: чуть упустишь — не соберешь. Глаз да глаз нужен за порядком…
— Как при этом не перегнуть палку с муштрой, а вырастить креативного, мыслящего игрока?
— Во-первых, должно быть уважение к ребенку — без окриков и унижений… Во-вторых, существует соответствующая методика: первые полтора-два года, например, мы в хоккей с детьми не играем вообще (работаем над катанием, знакомимся с клюшкой и шайбой). Но даже когда начинаем, правилами не ограничиваем — важно, чтобы дети не боялись думать, проявлять себя, вносить что-то свое. Как надо — они должны узнавать постепенно, на собственном опыте.
— В 3-4 года детей приводят на лед — данные ребенка видно сразу?
— Не сказал бы… У любого человека есть характер, но есть скромные дети, которые не сразу раскрываются — нужно время… На начальном этапе желающих много приходит — кружков-секций, которые набирают детей с 3-4 лет, у нас по пальцам пересчитать — поэтому берем всех.
— Получается, что только от родителей зависит, будут ли заниматься дети? От их желания и готовности возить, одевать-раздевать, покупать…
— Больше от их воспитания все-таки. Насколько ребенок может слушать и слышать, есть ли у него интерес и желание… Только в совокупности будет результат.
— А прийти на хоккей в осознанном возрасте, лет в 9-10, — безнадежно поздно?
— Поздновато, но исключения бывают, шанс есть всегда… Нужны будут дополнительные индивидуальные тренировки — тренер физически не сможет работать с ним в общем потоке, где у ребят уже сформирован навык… Но если родители смогут обеспечить ему индивидуальные занятия, то почему бы нет?.. Дети по природе своей очень быстро схватывают. Они не заморачиваются, как взрослые, если у них что-то не получается — быстро забывают неудачи и идут дальше. Но в этом и кроется самый главный подвох — с такой же легкостью они запоминают ошибки. Один раз неправильно выполненное упражнение у ребенка очень быстро становится вредной привычкой. А переучивать всегда тяжело.
— У некоторых тренеров такие ученики не задерживаются. «Необучаемый! — И… до свидания!..»
— Мы работаем с тем, что есть: народу немного — индивидуально поработать не проблема. А в больших городах, где зашкаливает конкуренция, так и происходит. Смысл там с одним работать, если приведут ребят получше, и процесс пойдет?.. Свистнули, нарисовали, поехали: раз — неправильно, два — неправильно, три — поменяли на другого… Нужно это родителям — наверстывают где-то сами, за деньги, нет — до свидания… Если ребенок не старается, никто его заставлять не будет… С одной стороны, хорошо, когда есть из кого выбирать, это каждого учит ответственности. Но с другой стороны, некоторые дети потом боятся допустить ошибку и не раскрываются. Тут ведь от человека многое зависит…
ХАРДКОР НА ЛЬДУ
— Неспортивное поведение, агрессия на льду в детском хоккее — это, по-вашему, нормально?
— Жесткость игры зависит от характера спортсмена. В любом случае, это азарт. Многие вещи в игре делаются неосознанно, на фоне эмоций, в том числе и негативных, — случаются драки. Хорошо, когда это происходит в игре, они для того и защищены там амуницией, не навредят друг другу. Пар выпустят и опять вместе, глядишь. Стараемся, конечно, чтобы таких моментов не было, но свести их появление к нулю — нереально. Это борьба, соперничество, для того и существует ледовый ринг: здесь нет друзей и вежливого хоккея быть не может. И кстати, выплескивая эмоции на тренировке, они более спокойны в жизни…
— А за пределами льда? В обычной жизни?
— Это совсем другое. По моим наблюдениям, причиной драк в раздевалке часто становятся родители. Увидели какую-то ситуацию на льду и накачивают своего ребенка: «Почему не ответил?»… Где-то натравили, где-то поощрили лишнее — в итоге из-за такого «воспитания» страдают все. Это недопустимо…
— Родителей тоже приходится учить?
— Контакт с ними очень важен: от их воспитания зависит, как ребенок себя ведет здесь. Хамство нужно пресекать в самом начале, но и с себя спрос должен быть: если для тренера в порядке вещей не прийти на занятие, опоздать, то какого отношения ждать от родителей?
— Есть мнение, что лучшие родители для тренера — те, которых он не видит вообще…
— Ну почему же?.. Болеть за своих детей, подбадривать они могут сколько угодно, но критиковать — только тренер. Вы же не кричите на младенца, когда он промахивается ложкой мимо рта, пока учится есть. Здесь то же самое: ребенок просто может не уметь еще этого делать на льду… Не в меру темпераментным мам и папам на трибунах я обычно предлагаю спуститься на лед и попробовать самим — помогает… А вообще-то мне с родителями повезло. И с билетами всегда выручали, и бытовые вопросы в поездках решали… Мы даже тренировки на начальном этапе совместно с одним из пап проводили… Каждый свой вклад внес, и не только в хоккее: благотворительностью, к примеру, занимались, в детский дом с детьми ездили, к ветеранам, к инвалидам… В этом плане родители могут быть силой в лучшем смысле этого слова…
«ГОРЯЧИЕ ТОЧКИ» ДЕТСКОГО ХОККЕЯ
— Коммерциализация детского хоккея, которая сплошь и рядом присутствует сегодня в России, насколько сильно коснулась Якутска? На что родителям нужно быть готовым раскошелиться, кроме и без того дорогой экипировки?
— Основные тренировки — три раза в неделю лед для малышей и шесть раз в неделю лед, плюс «сухие» в зале для детей постарше — бесплатные. Дополнительные (индивидуальные подкатки у других тренеров, летние сборы, бросковые) — оплачиваются родителями. В случае с последними, например, — это взнос за аренду специально оборудованного помещения, где можно полноценно заниматься клюшкой и шайбой в зале (в Ледовом дворце такого, к сожалению, нет).
— То есть, если нет возможности оплачивать эти дополнительные тренировки, спорт ребенку не светит?
— Все эти дополнительные занятия необязательны! Они рассчитаны на тех, кто поздно пришел и хотел бы догнать сверстников, кто долго болел или просто очень хочет быть лучшим… Если ребенок не пропускает основные тренировки и полноценно выкладывается на них, ему ничего сверх этого не нужно… У нас есть дети практически не занимавшиеся дополнительно за деньги, но при этом успешно выступавшие за команду в основном составе на всех соревнованиях. В этом плане деньги решают далеко не все. К тому же в этих вопросах мы всегда идем навстречу, если у самого ребенка есть большое желание заниматься… Другое дело — поездки.
— Выездные соревнования не финансируются?
— Парадокс в том, что проезд оплачивается в основном детям старшего возраста… Это в разы дороже, да и команды как таковой к этому периоду уже не существует (наиболее подготовленные разъезжаются, кто-то уходит из спорта, а те, кто остаются, порой учатся в разные смены). Таким образом, если в России дети имеют возможность каждую неделю выезжать на соревнования, то у нас, в силу географической изолированности, хорошо, если три выезда за сезон потянем — не каждый родитель позволит большее… Соревновательного опыта нам катастрофически недостает…
— Чего еще не хватает якутском хоккею?
— Тренеров, популяризации, рекламы, разъяснительной работы, массовости — много чего…
— В Китае, куда вы дважды ездили на турниры со своими подопечными, на соревнования приходили и власти города, и старики, и дети, которых автобусами свозили в ледовый прямо со школ болеть за своих. А когда ваши выиграли, пожилые китайцы жали победителям руки и пели… «Катюшу»!.. Вот это популяризация!.. До слез… Нам бы так!
— При этом мы за первое место там получили кубок, а они за третье — внушительную сумму… В Китае с поддержкой и финансированием своих команд проблем не было и нет… Хоккей у них только развивается, и главная задача — обеспечить массовость, чтобы к олимпиаде был поток. Катков строят много, заниматься берут всех. У малышей таким образом появляется шанс сыграть в команде профессионально, а взрослые имеют хорошую возможность играть при институтах, там сейчас это в тренде.
— Хороший стимул!.. А у нас даже каток один — о чем речь?!
— Будет массовость — на каток средства найдутся…
МИССИЯ — БЫТЬ ПЕРВЫМ
— Москва, Сочи, Хабаровск, Ванино, Нерюнгри, Харбин, Цицикар… Где-то за пять лет тренировок вы со своими подопечными побывали дважды… Наши ребята не уступают своим сверстникам из других городов?
— Не только не уступают — по некоторым техническим параметрам в разы превосходят… Где-то сказывается нехватка соревновательного опыта, но в целом всегда выступают достойно…
— Какая перспектива у наиболее способных спортсменов здесь, в Якутске? Существует ли преемственность между якутской школой хоккея и спортивными клубами России?
— Мне очень часто задают этот вопрос родители: «Что ждет их детей дальше? Стоит ли вкладываться, обучая хоккею, если в 14 лет ребенок спортшколу закончит?..» Их волнения понятны — спортом нужно заниматься осмысленно. В хоккее чем старше, тем меньше времени остается на что-то другое, кроме тренировок. Не пожалеет ли потом ребенок, что столько времени потратил на спорт, вместо того, чтобы готовить себя к будущей профессии?.. Именно поэтому нам так нужна преемственность, возможность заключать контракты со школами в России, которые бы отбирали наших лучших учеников. Тогда и работа наша будет на перспективу, так, как это происходит в стране в целом. Пока же этот вопрос решают сами родители…
— В чем же тогда миссия нашего РДЮСШ сегодня?
— Дать толчок, ввести ребенка в хоккейную жизнь, подружить со спортом — у нас ведь не только малыши — ребята играют и в 14, и в 18 лет… Если же начинающий спортсмен горит желанием заняться хоккеем профессионально, есть потенциал, возможности, нужно ехать учиться дальше. Своим ученикам я рекомендовал бы делать это лет в девять-десять… В более старшем возрасте полноценно тренироваться на таком уровне здесь тяжело… Не только из-за отсутствия соревновательного опыта — сильные игроки при отсутствии конкуренции (а уровень технической подготовки на определенном этапе у детей становится кардинально разный), не выкладываются на 100 процентов даже на тренировках — незачем. Соответственно, не растут… Но я очень надеюсь, что в скором времени одаренным детям не придется уезжать, чтобы расти, — они смогут защищать цвета своего клуба и флага города у себя на родине. Школа уже сегодня ведет большую работу в этом направлении — думаю, результат не заставит себя ждать…
— То есть что касается ваших подопечных, частично разъехавшихся по спортивным школам России в свои 9 лет, вы свою миссию выполнили? Со спокойной совестью уезжаете?
— Я дал им все, что мог, и даже больше. Теперь планирую заняться индивидуальной работой за рубежом и не только с детьми….
— Это выбор в пользу хоккея или в пользу денег?
— Ни то, и ни другое. Для меня это, в первую очередь, развитие и возможность получить международный опыт…
— А за тех ребят, которые профессиональными хоккеистами не станут, а то и вовсе уйдут из спорта, вам как тренеру не обидно? Столько пестовали, душу вкладывали — а они…
— У каждого свой путь, но ведь и от нас ребенок уходит уже другой!.. Так что все не впустую. Дети сильно меняются в человеческом плане, пройдя хоккейную школу. Они дисциплинированны, физически развиты, у них хорошая координация, у них появляется ответственность за себя и за других (это чувство команды, когда стараются не подводить друг друга, в наше время бесценно). Они более приспособленные к жизни в бытовом плане — количество поездок обязывает… У них шире кругозор — они видят мир, много ездят. Они взрослее тех, кто спортом не занимается или занимается чем-то другим, — у них совершенно иное мышление… С такими детьми проще работать: они без проблем будут заниматься и в шесть утра, и в девять вечера, если надо. Они могут терпеть и доводить начатое до конца, а не ломаются: чуть тяжело — бросил… И они умеют ладить с людьми — в команде ведь все разные (богаче-беднее, сильнее-слабее), но со всех спрос один и в отношении к тренировкам, и в уважении к окружающим и тренеру. Хоккей в этом плане не просто спорт — образ жизни… Он делает людей лучше и никогда не проходит бесследно…
— Причем не только для детей — родителей почти все перечисленное тоже касается, в итоге. Это я вам как хоккейная мама со стажем говорю… Огромное спасибо вам за эту школу, за этот образ жизни и за ваш вклад в судьбы наших детей — лучшего старта в большую жизнь и быть не может!.. С праздником, самый лучший на свете тренер!..
Источник: Светлана ПАВЛОВА http://sportyakutia.ru